На рубеже XIX – XX веков бытовало мнение, что практически уже невозможно в создании музыкальных инструментов придумать что-либо принципиально новое. Ведь рояль навсегда остается роялем, также как и скрипки останутся скрипками, и у кого-то вряд ли получится в их создании превзойти Гварнери и Страдивари. Правда, попытки создать что-то новое все же предпринимались.
Известный по псевдониму «барон Брамбеус», писатель и изобретатель Осип Иванович Сенковский в 1842 году задумал создать музыкальный инструмент, который бы смог собой заменить целый оркестр – оркестрион. И ему это удалось, но инструмент вышел настолько сложным и громоздким, что кроме жены изобретателя никто не мог на нем играть, да и та исполняла всего лишь пару простеньких песенок.
Эта история закончилась тем, что обнаружив в своем инструменте некоторые недостатки, Осип Иванович его разобрал и снова собирать не стал. Вот такой вот получился курьез. Но приближалась эпоха электричества, с наступлением которой в области конструирования музыкальных инструментов произошла настоящая революция.
Изобретение «Терменвокса»
В 1918 году изобретатель, музыкант и физик Лев Сергеевич Термен создал и продемонстрировал новый музыкальный инструмент, названный им «терменвокс». Внешне представленное устройство, снабженное антеннами, напоминало транзисторный радиоприемник.
Лев Сергеевич считал электричество не бездушной силой, выполняющей определенные задачи, помогающей механизировать и автоматизировать физический труд, но еще и тем средством, которое позволяет человеку более полно и непосредственно воздействовать и управлять тончайшими оттенками музыкальных созвучий.
Его музыкальный инструмент «терменвокс» не требовал затрат механической энергии, которая требуется для нажатия клавиш или ударов по струнам, а музыка рождалась от свободного движения в воздухе пальцами на небольшом расстоянии от инструмента, аналогично движениям дирижера.
Игра не «терменвоксе» совершается за счет трансформации емкости колебательного контура в звуковые частоты, и зависит от расположения рук музыканта до антенн «терменвокса». Горизонтальные антенны отвечают за громкость звука, а вертикальные –за его звуковой тон. Чтобы играть на инструменте «терменвокс» необходим, прежде всего, безупречный музыкальный слух, поскольку музыкант во время игры инструмента не касается и положение рук не фиксирует, т.е. должен полностью полагаться на свой слух. Сегодня услышать мелодии терменвокса можно в Московском «Термен-центре».
Читайте далее: